вторник, 20 июня 2023 г.

Глава 39. Библиотечные тайны. ЗАМОК "ПИГМАЛИОН" КОЛЛЕКТИВНЫЙ РОМАН

 


Оглавление

Глава 1. Агата

Глава 2. О чём болтают женщины.


Глава 39. Библиотечные тайны.


    Утром Агата совсем заскучала. Она спустилась на завтрак, но ни Лайлы, ни Марты уже не застала.

    «А не пойти ли мне в библиотеку? Посижу, посмотрю ту старинную книгу с планом здания», - подумала Агата и поковыляла в сторону библиотеки, опираясь на свою винтажную трость.

    В библиотеке ничего не изменилось. Шторы закрывали почти целиком огромные окна. За парой столиков горели лампы, хотя там никого не было. Почти все бра в простенках были выключены. В огромном зале было сумрачно, полки со старинными книгами терялись в глубине помещения. Библиотекарши за столиком не было.

    «Наверное, где-то в зале, роется в старых фолиантах», - подумала Агата, когда услышала тихий всхлип.

    Она отправилась на звук и за одним из столиков в глубине зала обнаружила библиотекаршу, которая сидела за столом с выключенной лампой, уронив голову на руки. Когда Агата подошла к ней, она подняла голову и вытерла глаза белым платочком. В отличие от платочка, вся остальная одежда ее была черной. И камея, которая была на белой блузке в прошлый раз, только подчеркивала этот траурный наряд.

    - Что случилось? - спросив, Агата смутилась. Она понимала, что невежливо задавать малознакомому человеку подобные вопросы, особенно на работе, но такова уж была Агата. Язык ее порой действовал быстрее мозгов.

    Библиотекарша зарыдала, уткнувшись в носовой платок. Агата нашла графин с водой и протянула женщине стакан.

    - Не следовало Вам сегодня выходить на работу, - Агата забрала у нее из рук освободившийся стакан и присела на соседний стул.

    - Не могу быть дома. Осталась я теперь совсем одна.

    И тут Агата связала в единый узел черную блузку, слезы, слова «осталась одна» и гибель Шона.

    - Шон был…

    - Да. Шон был моим мужем. Вам кажется это странным?

    - Нет, почему же.

    - Я библиотекарь, а он садовник. Я весь день с книгами, а он копается в земле. Да еще и немой. На самом деле, так многие думали. Но Вы даже не представляете, какой он был замечательный человек и хороший муж! Очень добрый и заботливый.

    И она снова заплакала. Агате было неловко: с одной стороны, ей следовало бы попрощаться и уйти, с другой стороны, она не могла оставить в одиночестве расстроенную женщину.

    «Надо с ней поговорить, она отвлечется и немного успокоится».

    - Я – Агата. А как Вас зовут?

    - Я знаю Ваше имя, я ведь заполняла формуляр. Меня зовут Изольда.

    - Какое необычное и красивое имя.

    - Мои родители любили читать. Папа был директором в местной школе и преподавал литературу в старших классах. В школе мы с Шоном и познакомились. Я пришла в первый класс, и мы оказались за одной партой.

    Шон был старше меня. Родители не сразу отдали его учиться, считали, что раз он немой, то и грамота ему не нужна. Они были простые садовники. Это папа их уговорил. Он знал, что Шон слышит, а немота – это последствие заболевания в раннем детстве. В принципе, он мог произносить некоторые звуки, но выглядело это очень, скажем так, некрасиво. Поэтому Шон стеснялся и не пытался говорить.

    Родители его даже первое время не подозревали, что он слышит. Папа бывал в замке, хоть и редко. И однажды он заметил мальчика. Спросил, почему он не в школе. Папа заинтересовался работой с немыми, выписывал книги, научился языку жестов, научил меня.

    Шон окончил школу. Он умел писать и читать, а вовсе не был неграмотным, как Вы могли бы подумать.

    - Ну что Вы, я даже как-то не задумывалась над этим.

    - Просто жестами объяснятся быстрее. Тем более, у садовника не всегда есть возможность достать блокнот и ручку.

    Агата пришла в ужас.

    - Изольда, я думаю, Вам грозит опасность!

    - Почему?

    - Вы были женой Шона, владели языком жестов. Мне кажется, он знал какую-то тайну и мог Вам рассказать.

    - Ну, я не знаю, насколько это страшная тайна, что ради нее следует убивать.

    - Вы что-то знаете?

    - Единственное, что знал Шон, и что не афишировали владельцы пансионата, это приезд владельца замка. Шон его узнал и рассказал мне. Может быть, Вы видели его - такой высокий импозантный мужчина средних лет. Его зовут Георг. Он долго жил за границей, в разных странах. После смерти своих родителей совсем не занимался замком. Здесь все пришло в упадок. А потом появились доктор Иштван и Эрика и организовали «Пигмалион». Хотя я бы сказала так – Эрика и доктор.

    - А зачем приехал этот Георг?

    - Вот этого я не знаю. Может быть, Шон что-то услышал, ведь при нем многие не стеснялись говорить разное. Все считали, что он глухонемой. А он никого и не разочаровывал. Иногда ему даже было интересно послушать. Но он хорошо понимал, что такое тайна и личная жизнь. И мне если что-то и рассказывал, то безобидное и смешное. Думаю, что он много чего слышал, что не предназначалось для чужих ушей.

    - Значит, кто-то узнал, что он хорошо слышит и знает язык жестов!

    - Большинство местных знали, Кристина, например. Администратор. Но она не любила Эрику, и с ней не откровенничала. Да и вообще местные с хозяевами задушевных бесед не вели. Доктору не до разговоров, а Эрика не очень приятная женщина.

    - Утром звонили из полиции, - и Изольда снова зарыдала. – Сказали, что ему сделали укол парализующим ядом. Моментальная остановка сердца и дыхания. Усыпили, как собаку.

    Агата страшно расстроилась. Ей было жалко Шона и еще больше – несчастную Изольду.

    - Завтра приедет сын, организует похороны. Будет уговаривать уехать, - Изольда вздохнула. – Он давно нас уговаривал, но Шон не мог без этого сада. Он сохранил его, когда замок стал разрушаться. И работал за гроши, лишь бы быть при своем саде.

    - А как Вы сюда попали?

    - Мне дома скучно было. Шон здесь целыми днями. Я одна дома сижу, читаю. Вот я и напросилась сюда. Подумала, что читать я могу и здесь. И библиотеку эту я восстановила. Уговорила Эрику. Сказала, что посетителям «Пигмалиона» может быть интересно посмотреть на старинные интерьеры. Этот зал сохранился лучше всего. Здесь и в давние времена была библиотека. Одно крыло восстановили под пансионат, а второе, за библиотекой – совершенные развалины, причем дальше, к кладбищу, уже вообще руины.

    - Эрика знает, что вы супруги?

    - Я не говорила, а Шон вообще был молчун. Агата, хотите чая?

    - Да, но не хочу тащиться в столовую. У меня с ногой проблемы.

    - И не надо.

    Изольда пошла вглубь помещения. Вскоре послышался шум электрического чайника. Изольда принесла поднос с чашками и вазочкой с печеньем. Затем сходила за чайником. Дамы пили чай, Изольда немного успокоилась.

    «В трудной ситуации всегда пейте чай!» - перефразировала Агата.

    - Много в библиотеке посетителей?

    - Да где тут много?! Иногда действительно заходят посмотреть обстановку. Иногда приходят за книгами, просто взять почитать. Эрика довольно прижимиста. Я еле выпросила у нее денег на путеводители по окрестным местам. А библиотека современной литературы сформировалась из тех книг, что оставляют постояльцы. Приезжают с книгой, прочитают, домой обратно не везут. И в городе мне книги иногда отдают.

И тут Агата задала вопрос:

    - А как к Вам попала книга Велмы?

Изольда поднесла чашку к губам и сделала глоток.

    - А все думала, когда Вы зададите мне этот вопрос. Очень просто: книгу принесла Эрика, и велела хранить, как зеницу ока.

Изольда снова сделала еще глоток.

    - Так и быть, я Вам скажу. Хотя не хотела бы влезать в эту историю. Шон видел, как два молодца, родственника Эрики, притопили тело Велмы, которое потом сгорело в автомобиле.

    - Притопили?

    - Шон так и написал «притопили». А потом жестами объяснил, что это было мертвое тело, потому что я спросила: «Утопили?» Он четко сказал: «Нет».

    - Может быть, эти два бандита заметили, что Шон их видел?

    - Вот этого я не знаю. Шон, кстати видел, как Вы бегали в ночнушке по саду. Очень смешно «рассказывал», Вас изображал. И скелет он потом закопал.

    - Зачем? И чей скелет?

    - Да кто знает, чей?! Этому скелету сто лет в обед, а то и больше. Шон его случайно выкопал, рыл яму для пересадки большого розового куста. Эрика велела закопать останки, а то пришлось бы вызывать полицию, возится с местными властями. Не хотела она, чтобы тут лишние люди ходили.

    Агата улыбнулась, вспомнив свои ночные приключения. Изольда продолжила:

    - Может, какой барон лет триста назад придушил любовницу и в саду закопал

«Вот одна тайна и раскрылась», - подумала Агата и сказала:

    - Странные забавы были у местной аристократии.

    - Даже не представляете, насколько странные. В старой части был подвал с алхимической лабораторией. Местные легенды говорят, что владельцы замка баловались алхимией и колдовством. Рыскали по всему свету, искали таинственные манускрипты.

    - Надо же, как интересно!

    - А может, она и сейчас есть, только вход туда завален. Я ведь член местного краеведческого клуба. Хотела написать о замке, его историю, легенды. Кстати, это моя легенда о мотыльках. А теперь…

    Изольда махнула рукой и горько улыбнулась.

    - Уеду к сыну. Но не сразу, некоторое время тут поживу. Разберу наши вещи. Что с собой возьму, что отдам, что выброшу. И сын определится, где мне жить. В его семье или рядом. И я подумаю. Да и наш дом надо будет продать. А еще, - Изольда твердо посмотрела на Агату, - я хочу дождаться справедливости и узнать, кто убил моего мужа!



Марина Синельникова

 


Продолжение следует....

18 commentaires:

Ирина комментирует...

Хороший слог написания, кроме одной фразы -
"«Наверное, где-то в зале, роется в старых фолиантах», - подумала Агата, когда услышала тихий всхлип."
Все же, когда слышишь чей-то плач, возникают другие мысли.
В остальном повествование гладкое.

Dodo комментирует...

Ирина, да, слог великолепен. Может человек сентиментален.Мало ли чего душещипательного не бывает в старых фолиантах. Я видела учёных, работающих со старинными манускриптами и смеющихся, боромочущих чего-то себе под нос, вскрикивающих, неожиданно возбуждающихся. С архивными крысами всякое случется. Помню я читала цветистые обращения к какому-нибудь султану типа:"О, наиблагороднейший и мудрейший, чьё ослепительное сияние великодушия и отваги освещает всё мироздание светом глубокомыслия и таланта...." Ну и ржала, конечно, по молодости. Хотя и сейчас я не прочь посмеяться. А кто-то любит поплакать.

Ирина комментирует...

Додо, а меня в детстве поразило длительное, на целую страницу описание прозрачной ночной рубашки у девушки в "1000 и одной ночи". Красиво же было! И совсем не по-советски. )
А вот на днях не менее меня поразило в переписке, когда про меня написали вот так - "Кстати, у тебя очень специфичное произношение с детства, как у кошки, которая съела соседскую канарейку или нализалась сливок." Плакать я не стала, но ступор впала, а потом долго думала. ))

Ирина Полещенко комментирует...

Интересную историю рассказала Изольда! Я рада, что Агата познакомилась с библиотекарем. И про Шона мы много узнали, и про хозяев замка.

Марина Синельникова комментирует...

Спасибо, Ирина. Вы совершенно правы. Сначала фраза была несколько иная. Если бы Вы не написали, я бы не заметила. Смысл был такой. Агата не увидела библиотекаршу и подумала, что та где-то в глубине зала, занята делом. Но потом услышала всхлип.
Вот, что значит внимательный читатель. и вот для чего нужен корректор. Спасибо еще раз.

Гала комментирует...

Мне нравится стиль Марины и то, что она не боится фантазировать, привлекать разных персонажей этого романа. Так здорово закрутить про Шона - супер!

Dodo комментирует...

Ирина странно я любила эти сказки. Перечитывала и взрослой тоже, но этого описания не помню. Зато помню драгие забавные моменты. Знаешь, во Франции эти сказки так сократила цензура! Многих лучших историй откровеннного характера в изданиях нет.
У нас у всех свои речевые особенности. Меня шокирует мой голос в записи. Он такой высокий, какой-то акающий что ли. А уже если запись моей речи на английском или французском, тут я очень сильно напрягаюсь. Как филолог вслушиваюсь, правильно ли я произношу, не делаю ли ошибки, насколько проявляется мой акцент. Хотя саи французы говорят, что кровень моей речи выше речи среднестатистического француза.
У тебя "ш" такое глубокое. Это твоя милая особенность. У Жоржа Брассенса такие же шипящие. И вообще, бывает столько говоров, диалектов одного языка существует. Да ещё и индивидуальные особенности.

Dodo комментирует...

Ирина Полещенко, да, соавторши здорово закрутили! Согласна с Вами, дорогая Ирина.

Dodo комментирует...

Гала, да, каждый раз с н=удовольствием читаю Маринины письмена. Читаю и наслаждаюсь.

Ирина комментирует...

Додо, меня долго учили дышать по мужскому типу животом, а не грудью, то есть при вдохе живот "наполняется", а при выдохе спадает, а вот грудь остается неподвижной. И чтобы голос шел из живота, а не из глотки. Есть вот такая техника, когда-то ее преподавала одна женщина в театральном институте, имя мне не вспомнить, потом она уехала в Израиль, но занимались мы не в институте. Поэтому это может давать более низкий голос. Теперь меня легче застрелить, чем дождаться дыхания грудью, разучилась начисто.
Оперных певцов тренируют по-другому, там вроде купола над головой представляют и голос где-то там должен быть. Хотя, ты, как музыкант, должна быть в курсе техники.
А есть у меня знакомая, так у той очень-очень низкий голос из-за строения органов, его формирующих. Один момент меня вообще у нее удивляет - кончиком языка она не может коснуться верхнего нёба из-за слишком короткой уздечки (кажется так называется), поэтому, бедняжка не может медитировать, поскольку есть такое требование при каких-то техниках.
Что касается, сказок, то самое интересное, что это же было советское издание 50-60 годов, но, видимо, не считалось грешным описание прозрачного одеяния, под которым угадывалось голое тело. Конкретное название эпизода уж не вспомню.

Ирина комментирует...

Марина, я когда читаю, то представляю картину, как фильм смотрю. А тут звук и картинка были в диссонансе.
Цель не завалить, цель получить удовольствие от прочитанного. )

Семён комментирует...

Чего-й-то длинноват роман. А я всё жду, когда, наконец, перебьют всех героев, а потом из картины выскочит Сатана исполнит арию Мефистофеля.

Dodo комментирует...

Я тоже дышу животом. Много-много лет я пела в хоре. Полтора часа два раза в неделю. Наша постановка голоса, то есть советская очень скверная. Она зажимает голос. Прекрасный, сильный от природы голос школа портит. Моя тётя оперная певица. Она была упрямая. Не слушала никого. Поэтому голос у неё был изумительный. Лился мощно и свободно. Её даже хотели послать в Ля Скала. Только нужно было переспать с кем-то там. Она была красивая. Вот. Она отказалась. Потом работала перподавателем вокала в муз училище. Она иногда работала со мной. Учила дышать. Но у меня голос слабый. Я ни на что и не претендовала. Знала это. Пою хорошо. Правильно. Точно. Не более того.
Да, дыхание животом самое верное. Кстати женщины в корсетах не могли дышать животом. У них бло поверхностное дыхание со всеми плачевными последствиями. Отсюда обмороки, истерики. При истерике дыхание быстрое и поверхностное. Как при панике, тревожности и пр. Поэтому советую глубоко дышать. Глубокое дыхание расслабляет. Во время родов это здорово помогает.
Голос у тебя очень приятный. И речь очень хорошая. Такое впечатление, что поставленная дикция. "Ш" да, специфичное. И в этом твой шарм, изюминка.

Dodo комментирует...

Семён, какой Вы кровожадный. Вам трупов подавай да торжествующего Сатану.

Koshlyandia комментирует...

Марина, Лола, Гала! С удовольствием прочитала и погрузилась в старинные фолианты, запах кожи старинных книг, воочию увидела героев этого фрагмента! Люблю библиотеки! История Шона , лаборатория алхимиков, завораживает!
Автора на поклон!!!

Dodo комментирует...

Koshlyandia, Людмила, дорогая, спасибо. Надеюсь, Марина прочитает твой коммент!

Nadezda комментирует...

Старинные книги, алхимия, скелет, розовый куст...Как сюжет быстро развивается у Марины. Агата все узнаёт, выспрашивает, даже у вдовы Шона.
"жестами объяснятся быстрее" - объясняться.
Марина хоршо пишет.

Dodo комментирует...

Nadezda, да, столько всего! Марина талантлива. Это бесспорно!