среда, 23 января 2013 г.

МАРСЕЛЬ. КОНСЕРВАТОРИЯ. (дополненная версия)


Марсельская консерватория находится в самом центре города, в районе с узкими улочами и домами постройки начала 20-го века. Этот стиль называют «Хоссманнский» (Французы не произносят «Х», поэтому вначале мне казалость «Османский». Я никак не могла понять, как же турки здесь оказались) Потом выяснилось, что архитектора звали Haussmann. Высокие под три метра потолки, узкие длинные окна, толстенные кирпичные стены.
Здание консерватории входит в список исторических памятников ЮНЕСКО. Здесь 3 больших концертных зала с колоннами и сводами, подпираемыми атлантами, лепные потолки. В зале Маго сводчатый потолок расписан, на стенах шёлковые обои. 
К этому роскошному зданию сбегаются и съезжаются на велосипедах, самокатах и роликах грязные, оборванные, вечно взмыленные дети и подростки со своими инструментами за спиной, распространяя цыплячий запах детского пота.  Преподаватели и охранники кричат на них дурными голосами, а я понимаю их желание проехаться на роликах по шикарным паркетным полам. Тем более, есть где разбежаться. 
Меня всегда поражало, как можно эту биологическую массу, пульсирующую, кричащую на излюбленную и запретную детскую тему «кака-пипи», кипящую и разбегающуюся во все стороны, организовать. Заходит дирижёр и эти дети, растирая грязь по лицу рукавами, и приглаживая торчащие вихры, берут свои инструменты и начинают играть. Лица их приобретают особое одухотворённое, ангельское и состредоточенное выражение.
Мне пришлось наблюдать, как мальчики хора, в белых, замызганных уже рубашках, харкающие и дерущиеся, выстраиваются, и по взмаху дирижёрской палочки их сильные, высокие, неземные голоса заполняют своды зала.
Несколько раз в год здесь проводятся концерты. Приходят родители, гордые дедушки и бабушки, рассаживаются. Маленькие дети, братья и сёстры юных музыкантов, с их пустышками в зубах, ползают прямо по полу. Во время концерта они подпевают и танцуют. Вот нетвёрдо держащийся на ногах малыш самозабвенно подпевает инвенцию Баха и пытается попасть в ритм в странном танце. Обстановка бывает доброжелательная, почти семейная. Бурно приветствуется каждый ребёнок, выходящий на сцену. Начинают самые маленькие. Их встречают и провожают овациями, достойными  великих музыкантов. Заканчивается это импровизациями. Без малейшего комплекса и смущения дети упоённо играют непонятно что, а зал поёт то же самое. Участники и зрители так плохо подготовленного концерта получают большое удовольствие. 
Невольно вспоминаешь наши концерты в музыкальной школе. Все такие дисциплинированные, нарядные и начищенные. Надрессированные, волнующиеся исполнители, играющие идеально отработанные произведения, обстановка праздничности и всеобщей скованности. По выражению безалаберных и раскованных французов «ГУЛАГ». Их восхищает наше трудолюбие и организованность, но подражать нам они не собираются.

Здание консерватории известно марсельцам скорее под названием "Дворец прекрасных искусств". Архитектор Анри -Жак Эсперандьё возводил дворец с 1864-го по 1874-ый года. Какое-то время это помещение занимала и муниципальная библиотека. Барон когда-то учился здесь живописи. До сих пор периодически в некоторых залах проводятся выставки картин.

Слева под забором обычно сидит волшебная очень вонючая старушка в окружении многочисленных собак, кошек и голубей. Фотографроваться она, к сожалению, агрессивно не захотела.


Вы видите эти бюсты. Она символизируют египетскую, эллинистскую, римскую и прочие эпохи в развитии искусства

Литературы, подробно описывающей это здание, я не нашла. А сама я в архитектуре полный ноль. Так вот, я думаю, что здание можно отнести к нео-классическому стилю. На мой взгляд дворец красивый, но какой-то нелепый, нелогичный, нефункциональный. При пристальном рассмотрении он производит впечатление незавершённости. Думаю, что скорее всего так оно и есть. В высоченных потолках явно зияют дыры для люстр. Какие-то странные балконы ни с того, ни с сего, коридоры, ведущие в никуда. Есть где разгуляться фантазии.
  
Вот, например, эти зелёные светильники у входа.

 Уютный внутренний дворик. Здесь курят родители, ожидающие детей. Дети играют в прятки и мячик.

Это памятник самому Эсперандьё, вроде бы.







Зал Маго. Вот и эта дырка без люстры и странные перила отсутствующего балкона. Роспись на потолках стиля эпохи возрождения, а на окнах строгие складки занавесок в стиле классицизма. На стенах огромные кривоватые зеркала, хотя балетом здесь никогда не занимались.



Это одна из фресок, которую мне удалось запечатлеть своей капризной мыльницей. 

Ещё одна копия Давида. В Марселе я видела их две. В центре, на Пляже Прадо и здесь. Хотя, думаю, их ещё больше. И чего люди к нему так прицепились? Он прекрасен, но не настолько же, чтобы размножать копии повсюду.

А это атлант из зала Томази. Обратите внимание, как напряглись его мускулы. Как он страдает, бедняжка. По идее он должен поддерживать массивные своды или там потолки. Этому просто положили на голову лёгкий, художественный блок, а сзади привязали к стене.




Зрители, они же члены семьи маленьких музыкантов.



Это сам великолепный Мосьё Люсиди. Он всегда начищен и сияет. На детей кричит пронзительным визгливым голосом. Иным до них не докричаться.



39 commentaires:

Pelageya, русская американка комментирует...

Лола! Твой пост - образец блого-поста! Кратко, неформально, о том и о сём, нескучно, но информативно, с иллюстрациями и здоровым юмором. Я тобой горжусь!
От турков, правда, чуть не пролила кофе на клавиатуру. Поулыбалась, представив поющих замызганных ангелочков. Порадовалсь, что не только у нас сидят на полу (у меня как-то спрашивали после одного фото - а почему дети сидят на полу?)
Люстру, от которой одна дырка, наверное, слямзили. Архитектура негармоничная и тем интерсная. В общем, спасибо!

Dodo комментирует...

Спасибо, Релагеюшка. Я так горжусь столь высокой оценкой самОй м сАмой Великой Пелагеи.

Ирина Delenn комментирует...

Дворец производит впечатление "Я его слепила из того что было", вполне в духе Праттчета :) Списанные баллюстрады, потолки с распродажи и т.п. восхитительные вещи явно оживляют строение, а зеленые лампы просто никуда не могли пристроить, потому что никто из клиентов их не хотел, как бога Шляпа.
А люстру то-нибудь спер, например, какой-нибудь бывший директор уволок к себе домой. Это бывает.

Ты просто чудо!

Dodo комментирует...

Ира, великолепный комментарий. Зришь в суть.Так, наверное, оно и было. В процессе строительсва понатырили всего и заткнули дыры а скорую руку.

verbochka комментирует...

Простите мне мою меркантильность, но мне вот те зеленые лампы заверните, пожалуйста.

MarinaBel комментирует...

Ты так хорошо описала, я сразу вспомнила как ходила на концерты, где играла дочка :) здание было гораздо скромнее!
Фотография в галерее отличная!

Надежда комментирует...

И что же такой дворец с дырами от люстр?!

Dodo комментирует...

Ну вот, Галя, теперь я знаю, что тебе подарить к свадьбе вместе с альпийскими барашками. А Давида тебе не завернуть? Мужу и Ангелиночке там ничего не приглянулось?

Dodo комментирует...

Спасибо, Марина. Она получилась размытая.Хотела даже её выбросить.
Дочка до сих пор играет?

Dodo комментирует...

Ой, Надежда, и не говорите.

MarinaBel комментирует...

Нет, к сожалению нет :)

Andrey Zhadan комментирует...

Да класснючий пост, в первой консерватории которая была открыта в Неаполе, своеобразный приют для детей.
Разгулявшись я запел,
после резко охмелел,
затянув все ноты я,
тут связали все меня,
потащив учится,
музыкалка мчится =)

SoNa Ku комментирует...

Как же я люблю все старинное:) Спасибо Лола за ликбез!!!
И еще радует что это место общедоступно и там дети занимаются:) Это очень-очень хорошо!!!:)

Andrey Zhadan комментирует...

Дую я в тромбон,
Бом бом бом,
надуваясь дую все сильней,
красный словно лук порей,
от чего то лучше бы запел,
так поставили меня,
пылесосить воздухом день ото дня...=)

Dodo комментирует...

Андрей, прекрати смешить меня.

Dodo комментирует...

Настя, спасибо тебе. Да, замечатлеьно, что это доступно.Совсем недорого. А для бедных и вовсе бесплатно. Вообще так всё человечно.

Andrey Zhadan комментирует...

Я консерваторию люблю,
там я весело пою,
разгоняю безсердешно толпу,
как сойдутся вечерком,
послушать ария аль музыку какую,
так я то сразу как в трубу задую,
а после запою,
хотя скорей завою....

Светлана Садовская комментирует...

Додо, как ты великолепна! Дети в шикарном дворце играют музыку. Что может быть человечнее? Твой юмор, тонкие замечания, отличные фото, глубокие знания создают неповторимо-привлекательную картину Марселя. Можно сказать, что ты лучшее рекламное агентство Франции! Прочитал твой пост - и захотелось увидеть все своими глазами. Твори, дорогая моя -

Dodo комментирует...

Спасибо, большое, Светлана. Ты меня так растрогала.

aristo комментирует...

kjkhuyuy

Elena Rubric комментирует...

Без малейшего комплекса и смущения дети упоённо играют непонятно что, а зал поёт то же самое.

Аха-ха! :)))
Да вот, странно, в Англии тоже музыка и балет, да и все остальное для детей на каком-то кустарном уровне... Откуда ж берутся настоящие таланты? Пробивают себе дорогу самостоятельно?...

Si.A.A. комментирует...

Очень красивая архитектура. По моему и без музыки, побыв там получишь наслаждение.

Brem комментирует...

Ка всегда все четко, точно, и информативно! С удовольствием читаю Ваши посты Dodo.

Dodo комментирует...

Елена, может моё утверждение и неверно, но, думаю, что наша школа хоть и строгая, но комплексная и одухотворённая. Мы всё-таки дали миру больше всего талантов.У них ведь нет урока по истории искусства. У нас была муз.литература. То есть уже маленький ребёнок, играя произведение классика представлял себе эпоху, костоюмы, архитектурный стиль и пр. Моя учительница танцевала мне ригодон. Здесь этого нет.

Dodo комментирует...

Точно, Александр.А если ещё и музыка, то вообще...

Dodo комментирует...

Спасибо, Брем. Польщена.

Elena Rubric комментирует...

Dodo, у меня есть ощущение, что я что-то не догоняю. Может, и здесь есть элитные классы и качественное обучение музыке, искусству и т.п., просто я не знаю?...

Обидно, что даже НЕкачественное в пыльных зачуханных залах обучение танцам или, например, по полчаса в неделю частные уроки по игре на пианино стоят бешенных денег! Ну брали бы символическую плату, рассматривали бы это как факультатив или детский клуб, но 25-30 евро за полчаса за обучение тыканью в клавиши без никакого сольфеджио или истории музыки - это, по-моему, обираловка! Во Франции тоже так? Я думала, только в Англии...

Dodo комментирует...

Елена, здесь есть так называемые "Сите де ля мюзик". Обучение там бесплатное, в соновном по средам. Проблема здесь в том, что детей гноят в школе до 16-ти 30-ти.
Потом есть консерватория. Здесь тоже основная нагрузка по средам. Муз.литературы нет.Везде уроки длятся 20 мин рез в неделю. Методик нет. Каждый учитель даёт что попало. Раз в год устраивают так называемый "конкурс". Дети играют всего одно произведение на каждом уровне, и, соответственно, имеют право перейти на следующий или нет. Конкурсное произведение дают за 40 дней до конкурса.Успехи ученика в теч года несчетовы.
Обучение в конс-ии стоит 100 евро в год. Для бедных скидки, вроде бы. У нас ребёнок обязан играть на ф-но хоть немного, если это не его основной инструмент. Здесь такой обязаловки нет.
Следовательно, если родители сами не музыканты, им приходится брать частные уроки, кот. стоят 1 мин 20 евро.Здесь, как и везде, протекционизм.На конкурсах побеждают свои - в основном евреи и армяне.Ничего против низ не имею, но мафию свою они организовали. Сами себя хвалят, продвигают, устраивают и пр. Есть ещё блестящие китайские и вьетнамские музыканты и вокалисты. Те, просто пахари. Берут упорством и трудолюбием.

Elena Rubric комментирует...

Ой-ёй, у вас еще хуже, чем у англичан! Уроки по 20 минут! Да зашибись! Лола, грустно!
Девочки из России и СНГ, радуйтесь и бегом записывать детей в музыкальные школы, в изостудии, в фигурное катание и балет! :)

Татьяна Васильева комментирует...

Очень интересно! Спасибочки!)))) Атланты просто замечательны, как точный портрет некоторых людей - невероятное напряжение, усилия, стрессы, а потолка-то и нет!)))))

Dodo комментирует...

Елена, а о том, как здесь люди видят учёбу, я уже много рассказывала.
Типа пожарника-спасателя, который продаёт секстойз по интернету и в 90лет понял, что без Шопена ему не прожить больше.

Dodo комментирует...

Татьяна, какая, оказывается, поучительлная картина.

Жанна Крылова комментирует...

Спасибо за такой интересный рассказ и замечательные фото! Вот и побывала первый раз за свое пребывание во Франции в консерватории:)) Да уж, сравнила консерваторию в своем российском городе и Марсельскую..разница большая!!!
Ваш рассказ, как всегда, утонченный, своеобразная подача , великолепный юмор, знание того о чем пишите!!!Захотелось к вам в Марсель:)) Спасибо!

Dodo комментирует...

Спасибо, Жанна, приезжайте. Мы не так далеко друг от друга.

Оля комментирует...

Красота неописуемая! Такая величественная архитектура. Нет слов!

Dodo комментирует...

Да, Оля. Что правда, то правда.

Сэрра комментирует...

Великолепное эссе, Додо!
По поводу обучения - образования, действительно поражает какой-то повальный мировой пофигизм. Или, что ещё хуже, непрофессионализм. Масса кружков.Но уровень обучения не волнует ни родителей, ни учителей. Получается, что одним лишь бы дети были заняты и поэтому отдают круглую сумму, а другим - лишь бы получить эту сумму.
Какое-то извращенное понятие свободной личности. Забывают, что для того чтобы лицо стало личностью, нужно трудиться.
И, мне кажется, что и в России сейчас довольно дорого музыкалное, художественное, да и спортивное образование.
А может быть просто время другое, и Моцарты не нужны?...

Dodo комментирует...

Спасибо, Сэрра. Знаешь, здесь до сих пор существует устаревшая система кнута и пряника. В области искусства подход должен быть другим. Детей не надо дрессировать, к ним надо просто внимательно относиться. Для большинства людей образование, воспитание, это не интерес к ученику, к его личности, не уважение к нему, а система запретов и поощрений. Получаются не творческие личности, а зомби, марионетки. Их заводят в детстве такие же зомби, они потом тоже автоматически плодятся. Труд это просто жизнь, движение, поиск. Это естественное состояние любого живого существа.
Наверное, педагог, это человек, просто уважающий себя, жизнь во всех её проявлениях, соответственно, учеников. Кто это сказал, что задача учителя, как и садовника, просто создать оптимальные условия для роста.

Сэрра комментирует...

Полностью согласна с твоими последними словами. Основная задача учителя - научить ученика учиться.
А по поводу кнута и пряника - если кнут - это система получения знаний, а пряник - это удовольствие от полученных знаний, я за них :)